Пассивно-агрессивное поведение у подростков

Многие родители с волнением ждут подросткового возраста своих детей.
Что же их больше всего пугает?
Ранний секс с болезнями передающимися половым путем, подростковая беременность, алкоголь, наркотики, уголовная ответственность...
Тогда с ребенком будет очень трудно - ведь его гораздо труднее перенастроить или в чем-то убедить...
И подростки такие упрямые! Поэтому впереди скандалы, напряжение в семье, агрессия... Семейная жизнь может превратиться в ад... Но на практике, большинство подростков не ударяется во все тяжкие.
Они упорядочены и спокойны, учатся, дружат с правильными друзьями и планируют успешное будущее...
Впрочем, это совсем не гарантирует нормального функционирования в семье, потому что в наше время самая распространенная проблема - пассивно-агрессивное поведение, своего рода подростковый бум... Пассивная агрессия встречается в той или иной степени у всех подростков (справедливости ради замечу, что не только у подростков, подчас и взрослые подвержены этому... Проявление такой агрессии, к примеру, - упрямство и тенденция поступать наперекор родительским увещеваниям и требованиям.
Конечно, с одной стороны, это часть развития личности, когда молодой человек или девушка стремятся стать самостоятельными и учатся принимать самостоятельные решения. Проблемой данное поведение становится тогда, когда пассивная агрессия превращается в единственный способ взаимодействия с миром и реакцией на проблемы. Каковы же проявления пассивной агрессии у подростка? 1. Ребенок делает все назло или же совсем ничего не делает, что требуют от него родители и учителя. 2. Не выполняет обещания, объясняя «я забыл», «я не знал, что это нужно сделать сейчас», «я не думал, что это важно», « я думал, что это несерьезно». 3. «Не слышит», что его просят. 4. Прокрастинирует, всегда опаздывает или забывает выполнить что-то (домашнее задание). 5. Демонстративно делает, что его попросят, плохо или неэффективно. 6. Может заниматься своими обязанностями по дому бесконечно долго. Например, убирать комнату целый день, отвлекаясь на рисование, книги, поделки или мечтания. 7. Его бесполезно наказывать, потому что он просто терпеливо переносит наказание, а потом принимается за старое. 8. Все разговоры и нотации спокойно выслушиваются, но не оказывают ровно никакого эффекта на поведения ребенка. 9. Разговор по душам всегда оканчивается родительским чувством того, что он мучает несчастного ребенка и, вообще, ведет себя неадекватно. 10. В процессе обсуждения проблемы ребенок просто уходит из дома или запирается у себя в комнате. 11. Ведет себя подросток так, как не нравится родителям или явно их беспокоит. Например, демонстративно носит неподобающую одежду или очень громко включает музыку. 12. Дети не берут ответственность за свои поступки. У подростка в его проблемах всегда виноват кто-то другой. 13. Отказывается решать свои проблемы. 14. Ребенок мстит за неудобства, которые ему причиняют родители.  15. Такие дети совершенно не ценят старания родителей и всегда дают понять, что родитель старается недостаточно хорошо. Можно было бы сделать или купить что-то и получше... Самое примечательное, что родители оказываются совершенно безоружными перед такой ситуацией.
Они начинают читать книги, как общаться с чадом, на какие темы говорить, как стать своему ребенку другом, какие приемы применять...
После попыток применения всех доступных способов, родители понимают, что они неэффективны...
Разговор поворачивается так, что мать и отец чувствуют вину, за то, что «упустили время», воспитывали ребенка не так, как надо, не построили доверия... Они пробуют еще и еще - и все безрезультатно.
С ребенком даже не получается нормального конфликта. Он только вздыхает, смотрит пустыми глазами, попрекает вмешательством в его жизнь, говорит «ты опять пристаешь ко мне» и т.п. Со временем родители уже боятся предпринять хоть какой-то шаг в разрешении проблемы со своим чадом, чтобы не сделать еще хуже... Должна сказать, что пассивно-агрессивное поведение закладывается еще в детстве.
Одна из причин – то, что родители стараются не показывать гнев или неудовольствие во время конфликта с ребёнком. Часто это делается потому, что они опасаются травмировать его психику... Нередко во время конфликта родители обозначают себя, как хорошую сторону в конфликте, а ребёнка - как плохую.... 
В другом случае, родители сами демонстрируют по отнрошению ко всем домочадцам пассивную агрессию. Например, запираются в комнате или на кухне, дуются друг на друга, специально делают друг другу назло, ранят чувства другого через поведение или устраивают многодневный бойкот... Для ребенка такое поведение становится нормой решения конфликтов. Второй важный фактор в развитии этого поведенческого типа – лишение возможности делать ребенку что-то самому. Родитель постоянно перехватывает инициативу. Мать и отец догадываются о том, что у ребёнка проблемы по его грустному виду или надутым губам, и тут же бросаются их решать сами. Часто в семьях с пассивно-агрессивным ребенком нет последовательного воспитания. Ребенка наказывают за проступок, а затем родители испытывают стыд за свое поведение. Потом они откупаются покупкой чего-то значительного.
Ребенок усваивает правило: если ему причиняют неудобства, или он испытывает отрицательные эмоции, даже если он виноват, окружающие должны потом за это рассчитаться с ним. И вообще, он бедный и несчастный, а все вокруг злодеи... В настоящее время родители стремятся обеспечить ребенка всем самым-самым  лучшим. Лишь бы он был не хуже, чем другие.
Ребенок знает, что бы он ни вытворил, как бы он себя ни вел, он все равно рано или поздно получит все, что хочет. Кроме того, родители в таких семьях очень часто поддаются на выпрашивание подростками каких-то благ. Ребенок может «ныть» не только часами, но и неделями, давя на совесть и манипулируя виной родителей. И родители, в конце концов, сдаются...
Однако, не у всех подростков развивается данный тип поведения только от плохого воспитания. Дети с синдромом Аспергера тоже склонны к нему, потому что они не очень хорошо осознают нюансы, и социальный аспект поведения в обществе и перед острыми конфликтами пасуют, предпочитают просто удалиться от стресса интенсивного общения... Сразу нужно отметить, что повернуть недовольство ребенка в другое русло не такое уж простое дело. Конечно, чем раньше родители заметят такое поведение, тем лучше. Ведь ребенок гораздо легче воспринимает и усваивает другие принципы взаимодействий с окружающими, чем подросток или взрослый... Но начинать никогда не поздно. Ребенок растет, и этот тип взаимодействия может закрепиться за ним на всю жизнь. Он очень вредит семейным и профессиональным отношениям. Далеко не все люди готовы читать книжки, как найти подход к пассивно-агрессивному человеку. 
Что же можно и нужно делать родителям в случаях пассивно-агрессивного поведения у детей?
1. Необходимо перейти в общении с ребенком на «я-послания». Говорить о том, что я делаю, что я чувствую, а не то, что делает он и вообще, что делают «нормальные люди». 2. Необходимо ставить перед ребенком конкретные и четкие цели, избегать размытых заданий типа «приберись в доме». Ребенок должен четко услышать, что от него ждут: «Вымой пол во всех комнатах, под кроватью тоже, пропылесось и помой посуду». 3. Надо быть готовым настаивать и проверять, что делает ребенок, когда вы его о чем-то просите. Не надо «стоять над душой» или «читать морали». Просто регулярно возвращать его внимание к его заданию. 4. Перестать самим демонстрировать манипуляции в общении и пассивно-агрессивное поведение.5. Избегайте дискуссий и разговоров по душам, касающихся пассивно-агрессивного поведения. Ум пассивно-агрессивной личности довольно изворотлив, и вы останетесь в проигрыше. Только четкие требования и констатация фактов. 6. Ознакомьте ребенка с понятием пассивно-агрессивного поведения и обращайте его внимание, когда он применяет данные тактики. Подростки не любят быть предсказуемыми и пойманными за руку на манипуляциях. Но делать это нужно без драм и скандалов. 7. Не принимайте оправдания типа «забыл» и «не понял». Главное - не сделал - и это плохо. 8. Поддерживайте и стимулируйте проявления самостоятельности и принятие самостоятельных решений. 9. Не давайте ему играть роль жертвы и не принимайте на себя роль мучителя. Ведь пассивная агрессия - это все же агрессия и вид эмоционального насилия...
Перейти на страницу автора